Официальный блог проекта

Колористические
методики в работе
стилиста-имиджмейкера

Колористические методики в работе стилиста-имиджмейкера

«Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убеждаешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота эта – не удовлетворение прихоти человека, а необходимость для него». Ивли Грант


По различным данным, человек способен различать около 1,5 миллионов цветовых оттенков. Всего же в мире их известно порядка 7 миллионов. Как не потеряться в этом великом множестве красок? О сущности цветового восприятия задумывались многие художники и мыслители на протяжении всей истории человечества. С развитием науки совершенствовалось и оттачивалось научное обоснование понятия гармонии цвета. Написано немало трактатов о цвете. Они легли в основу существующих сегодня колористических методик, применяемых в работе стилистов и имиджмейкеров. Мы поговорили с представителями различных колористических школ и выяснили, какие подходы они считают наиболее корректными и почему.



ИСТОКИ

Самым масштабным колорисическим исследованием можно считать «Труд о природе цвета» Иогана Вольфганта Гете, занимающий 1400 страниц (опубликован в 1810 году). Закончив трактат, немецкий поэт сказал: «Всему, чего я достиг как поэт, я не придаю никакого значения…». По грандиозности его открытие приравнивается учеными к периодической системе химических элементов Менделеева.

В 1839 году Мишель Юджин Шеврель, французский химик и директор королевских мастерских по производству гобеленов, опубликовал свои наблюдения по изучению цвета, выделив в отдельную главу исследования, посвященные цвету одежды и цвету волос. Он сделал заключение, что любой цвет, находящийся рядом с лицом, включая цвет волос, влияет на цвет кожи. Книга Шевреля оказала сильное влияние на мир искусства, особенно на художников-импрессионистов и пуантилистов.

Спустя сто лет немецкие художники и педагоги изобразительной школы «Баухаус» Джозеф Альберс и Иоханес Иттен продолжили исследования Шевреля. Они вели авторский курс по цветоведению, а для удобства обучения технике пейзажей распределили краски по временам года. Так возникли сезонные палитры красок. Тогда же Иттен заметил, что цвета разных сезонов по-разному отражают естественные тона кожи, волос и глаз натурщика на портрете. Одни выгодно подчеркивали внешность, другие нет. Он наглядно доказал, что для каждого человека привлекательны строго определенные цвета. Иттен назвал их индивидуальными и комплиментарными.

Примерно тогда же в США в университетах был введен предмет «колористика», в рамках которого изучали цветовые комбинации и взаимоотношения цветов и внешности человека. До этого времени только художники были заинтересованы в исследовании цвета. Сюзан Кейджилл, колорист и исследователь из Калифорнии, создала множество палитр и показала, что каждому человеку соответствует определенная цветовая гамма.

В 1970-х годах Кэрол Джексон (ученица Кейджил), обобщив исследовательский опыт старых мастеров-художников и применив сезонную систему цветов Иттена, оставила в конечном итоге всего четыре палитры, назвав их «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Она опиралась на тесную связь между цветами, которые преобладают в природе в разные сезоны года, и естественными цветами человека. Так мир узнал о цветовой теории «Времена года».


priroda.jpg

priroda.jpg


Для правильного использования цвета очень важно знать и понимать такие его характеристики, как яркость, насыщенность и цветовой тон. Именно на этих знаниях строятся различные системы цветового анализа.

В этой области самое широкое применение заслужила система Манселла, разработанная в 1905 году американским художником Альфредом Манселлом. Система Манселла основана на особенностях восприятия человеческого глаза. В ней цвета определяются согласно трем характеристикам: цветовому тону, яркости и насыщенности. Такой «язык» используют в строительной, полиграфической и автомобильной промышленности. Система Манселла используется даже для классификации красок и оттенков в парикмахерской индустрии.

800px-Munsell_Books.jpg

Именно из этих учений о цвете черпают знания специалисты в области имидж-консалтинга и применяют на практике для создания гармоничных сочетаний цветов и при проведении цветового анализа внешности человека.

Анна Шарлай 2.jpg

В последние годы прослеживается рост интереса к поиску персональных цветов . В значительной степени этому способствовало интенсивное продвижение на рынок новых марок одежды, интернет-торговля, появление переводных книг по цвету и стилю, популярные ток-шоу на соответствующие темы и развитие частной практики консультирования стилистами-имиджмейкерами. Появилось множество школ, изучающих и классифицирующих влияние цвета на внешность. Одни используют тональность цветов, другие считают, что внешность человека требует создания неповторимой индивидуальной палитры.




МЕТОДИКИ ЦВЕТОВОГО АНАЛИЗА

Цветовой анализ – это методика определения индивидуального натурального колорита внешности. Он основан на анализе цвета кожи, глаз и волос, и включает в себя определение оттенков, которые наилучшим образом подходят к индивидуальному колориту человека. На основе полученных результатов подбираются цветовые сочетания для одежды, макияжа и аксессуаров.

Теория цветового анализа учит, что определенные цвета способны подчеркнуть или, напротив, отвлечь внимание от особенностей фигуры и черт лица. Неподходящие оттенки могут сделать человека бледным, выявить неровный цвет лица, подчеркнуть морщины. Подходящие цвета имеют противоположный эффект.

Как это работает?

Свет отражает цвет одежды, расположенной близко к лицу, выгодно оттеняя его или, напротив, затемняя в зависимости от природы самого цвета и оттенка кожи человека. Это одна из причин, по которой важно определить преобладающий цветовой тип внешности и установить, какие цвета подходят, а каких стоит избегать.

С точки зрения «цвета у лица» важность цвета «внизу» не кажется столь очевидной. Но он важен при построении образа, лука. Если носить цвета своей палитры, они гармонично сочетаются друг с другом. Когда возникает задача объединить в образе цвета разных палитр (цветотипов), возникает проблема. Разные по температуре цвета сложно сочетать друг с другом. Возникает риск получить нечто среднее между стильным и некрасивым. Этим приемом можно пользоваться в самом начале, когда гардероб состоит в большинстве своем из цветов чужой палитры, а сменить его сразу нет возможности. Тогда прибегаем к такой компоновке, постепенно вытесняя эти вещи предметами одежды правильного цвета. (Елена Ашмарина)

Поскольку цвет обладает и психологическим аспектом, одежда может передавать различную невербальную информацию.

Влияние того или иного цвета на психику человека объясняется определенными генетическими ассоциативными реакциями. Например, обилие красного человеку приходилось видеть на пожарах, извержениях вулканов. Ответная реакция организма в подобных ситуациях – резкая мобилизация ресурсов, состояние готовности к возможной борьбе за выживание. Конечно, люди давно научились предупреждать подобные события и катаклизмы, но благодаря генетической памяти красный цвет по-прежнему вызывает психостимулирующий эффект, повышает жизнестойкость и активность. Доказано, что одежда красного цвета придает уверенность в стрессовой ситуации. Для сравнения: мягкие и светлые тона вызывают у нас другие ассоциации, и соответственно человек в такой одежде воспринимается дружелюбным и открытым.

red look2.jpg

Гете писал: « Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют».

Дулатова.jpg

Используя определенный цвет и цветовые сочетания в имиджевой работе при создании необходимого в конкретной ситуации образа, можно сознательно управлять психологическими реакциями других людей самым естественным для них образом.

Цвета несомненно влияют на душевное состояние, здоровье, настроение человека. Это давно доказано учеными. Это давно применяется на практике. И я тоже пользуюсь феноменом воздействия цвета. Например, когда необходимо придать клиенту уверенности в себе или, наоборот, мягкости. Цвет – инструмент имиджевого манипулирования. И кому, как не имиджмейкерам это использовать в своей работе.   (Анна Антонова)




СЕЗОННЫЙ МЕТОД

Исторически сложилось несколько систем цветового анализа внешности. Наиболее известный – сезонный метод. Он основывается на концепции времен года, которая разделяет цветовую гамму на четыре типа: весна, лето, осень, зима.

Внешность рассматривается с точки зрения преобладания общего теплого или холодного тона в цвете волос, глаз и кожи, а также степени яркости и насыщенности.

Этот метод анализа цвета используется многими компаниями, оказывающими цветовые консультации, поскольку легок для восприятия. Но в чистом виде сезонный метод подходит только 25% населения, чьи цветовые палитры точно соответствуют «сезонам». Для других, чьи цветовые модели не попадают ни в одну из четырех категорий, этот метод может служить ограничением или быть неточным.

3688eeebca3b5a921db9135816d083b8.jpg

nature.jpg

Методика по временам года позволяет в целом обратить внимание клиента на цвет. Потому что для человека часто оказывается большим сюрпризом, что практически все цвета есть как в холодных, так и в теплых тонах. Методика понятная, но она накладывает определенные ограничения, которые непозволительно обедняют образ.

Вот, например девушке холодного цветотипа, согласно сезонной методике, сказали придерживаться прохладных оттенков. Поступая таким образом, мы теряем возможность использовать необычайно красивый контраст холодного и теплого цветов. Здесь я опираюсь на слова Иоханнеса Иттена: «Именно контраст теплого и холодного позволяет услышать звучание высших сфер». И как мы себе можем в этом отказать?

Кроме того, иногда можно подчеркнуть свою бледность, почему нет? Такой эффект достигается, если девушка с прохладной кожей голубоватого оттенка и темными волосами наденет что-то горячее. Получится неземная эфемерная девушка – это же так красиво! Но сезонная методика запрещает такие сочетания.  (Людмила Дулатова)

798f547b1b9606a778c2c2c2481b5dc7.png


Имиджмейкер работает с персоной, с человеком, которому важно, чтобы цвет лица выглядел здоровым. Сомневаюсь, что найдется большое число желающих выглядеть мертвенно бледным и нездоровым. Поэтому здоровый цвет кожи – это необходимое условие работы имиджмейкера. У каждого из нас уже есть какой-то оттенок кожи. Одни цвета будут придавать здоровый вид, а другие – напротив, болезненный и уставший. Неправильный цвет (цвет другого колорита) либо сделает кожу болезненной, либо заглушит внешность. По этой причине непрофессионально предлагать клиенту использовать цвета, не украшающие его.

Живописцы и дизайнеры имеют другую задачу – показать какой то объект, выделить его цвет, фактуру. Для этого часто специально сталкивают теплые и холодные цвета вместе, чтобы направить взгляд на нужный предмет или выделить его. Для цвета кожи такое сочетание будет губительным.   (Елена Ашмарина)




ТОНАЛЬНЫЙ МЕТОД

Многие консультанты по имиджу приняли тональный метод в начале 1990-х годов, так как он предоставляет большую свободу в работе с клиентом. Этот метод основывается на системе Манселла. Внешность человека изучается с позиции преобладания какого-либо признака в каждой группе: светлый (light) или глубокий (deep), мягкий (soft) или контрастный (clear), теплый (warm) или холодный (cool). Консультант рассматривает индивидуальные цветовые характеристики клиента и выбирает доминантные по каждому параметру. В результате выбираются три характеристики (например: светлый - теплый - яркий). Затем консультант определяет, какая из этих характеристик является доминирующей (это необязательно будет "тепло-холод", как в сезонной методики) и описывает клиента этими характеристиками в определенной последовательности, от более значимой к менее значимой. Например: яркий - теплый - светлый.

По сути, тональный подход использует те же основные характеристики цвета, что и расширенные теории времен года:

  • Преобладающий тон (холодный – теплый)
  • Глубина (светлый – темный)
  • Яркость (яркий – приглушенный) 

Предложенные Манселлом признаки (light, deep, soft, clear, warm, cool) были наложены на теорию времен года и в результате возникло разделение четырех основных цветотипов «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» на следующие 12 подтипов:

tsveta.jpg

Допустим, по теории времен года при тестировании мы получили светлое лето. Холодный, приглушенный, светлый – вот три главных слова, характеризующих данную внешность. По цветовой теории Мансела, мы получим тот же результат, только с другим названием. Главное, что рекомендации будут одинаковыми. А если одинаковый результат, так ли важно название?   (Елена Ашмарина)

Лето Светлое

При выявленных пересечениях отличие тонального метода в том, что он не ограничивается определенным набором цветотипов (от 9 до 16) и предлагает свободное комбинирование цветовых признаков с учетом их приоритетности. Возможное количество вариаций превышает 16 подтипов. 



ДИРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД

По оценке Европейской Ассоциации имидж-консультантов самым прогрессивным методом сегодня является дирекционный. Этот метод - усовершенствованная тональная система. Имидж-консультанты свободны выбирать для описания внешности человека любое количество характеристик (от одной до трех). Для одной девушки (например, светлокожей, светлоглазой и светловолосой) это могут быть три характеристики: холодный - светлый - пригулушенный, а для другой (например, для девушки со средне-русыми волосами, розовато-бежевой кожей и серо-голубыми глазами) - только две: холодный - приглушенный. Во втором случае показатель светлоты не является значимым, поэтому стилист вправе проигнорировать его. 

Дирекционный метод считается наиболее прогрессивным, поскольку дает максимальную свободу, в то время как сезонная и тональная теории «обязывают» стилиста-имиджмейкера отнести клиента к одному из существующих типов или сочетаний.

"В колористике нет устаревших методик! Все цветовые методики основаны на природных показателях тона кожи, цвета волос и глаз. Суть одна и та же, просто специалисты оперируют разными обозначениями цветотипов. Появление "новых" методик - не что иное, как просто рынок, деньги и возможность заработать на материалах для имиджмейкеров, которые стоят очень недешево. 

Если вы - клиент, к профессионалу какой бы методики вы не обратились, помните главное: имидж-стилист обязан научить вас отличать свои цвета, наглядно пояснить, почему - этот хорошо, а этот - нет, подробно рассказать, что значит "холодный цвет", "приглушенный", "теплый"; что такое контрастность и какая она у вас. В этом случае неважно название, к которому отнесут вашу внешность, важен результат - украшающие и радующие вас цвета". (Елена Ашмарина)




ДРУГИЕ АСПЕКТЫ

Сегодня хорошо образованные стилисты и консультанты по имиджу могут комбинировать достижения отдельных методик. Однако ни одна из вышеперечисленных школ не учитывает психологическое воздействие цвета.

В методике «дизайна образа» цветовой анализ как таковой является лишь частью сессии, посвященной работе с цветом. Для меня имеет большое значение, как человек относится к разным цветам, каким личным символом их наделяет, какие сочетания предпочитает, какие ассоциации возникают… И самое главное, - как нам поможет цвет в решении общей задачи создания образа. Из-за этого финальная палитра цветов как таковых и принципов их сочетания может очень сильно измениться.  (Анна Шарлай)

Анна Антонова1.jpg

Дирекционный или сезонный методы дают возможность составить выборку оттенков, использование которых позволит девушке не пользоваться консилером, подчеркнуть цвет глаз и придать волосам блеск. Но где здесь индивидуальность, неповторимость, характер? С другой стороны, если подбирать оттенки только согласно характеру или применяя художественный подход можно забить индивидуальные краски человека. Да, с одной стороны, образ будет гармоничным, но с другой, грубо говоря, синяки под глазами появятся.

Поэтому я стараюсь искать ту самую золотую середину. Вот, например, передо мной сидит девушка с цветовым типом “лето” и натуральным приглушенным колоритом. Характер у нее – “девочка-зажигалка”. Конечно, она любит оранжевый цвет – ведь он полностью отражает ее характер. Хотя, цвет лица он портит. Но не могу же я запретить клиентке носить вещи оранжевого цвета, это будет глупо. И мы совместно находим ему применение – в сумках, обуви, брюках. Ловим сразу трех зайцев: не портим цвет лица, отражаем характер и создаем прекрасный контраст по температуре цвета. (Анна Антонова)



ПОДБОР ЦВЕТОВОЙ ПАЛИТРЫ

На практике имидж-консультант подбирает цветовую палитру человеку, как правило, тремя способами:

  • по фотографии, если консультация проходит в онлайн-режиме

У меня есть услуга удаленного консультирования. Здесь нет возможности встретиться, поэтому я прошу клиента выслать помимо подробного рассказа о себе как можно больше своих фотографий. По фотографиям определяю цветовой тип и психологические особенности.

После консультации клиент получает либо цветовую палитру в электронном виде (ее я составляю сама), либо индивидуальную палитру-веер. Палитра-веер составляется по методике Color Alliance после определения оттенков кожи, глаз и волос, ее я заказываю у своих партнеров.  (Анна Антонова)

Я думаю, что в каждой методике, которой владеет профессионал, есть масса плюсов и бесконечные возможности для развития чувства прекрасного у клиента, понимания сложности и многогранности образа. Единственное, что мне кажется не правильным, — это когда специалист вручает человеку пухлую палитру или папку с цветами. Это делает клиента зависимым, потому что приходится носить её всегда с собой и фанатично искать по магазинам именно такой оттенок. Исходя из опыта работы со своими клиентами, знаю, что на первых порах они очень исполнительны, и хотят, чтобы в одежде воплощались все-все нюансы, продуманные для образа. А потом меняются модные тенденции и приходится либо докупать еще один блок, либо клиент, не понимая принципов «своих» цветов остается без рук. (Анна Шарлай)

Палитра существует как помощь в визуальной идентификации оттенков, которые идут персоне. Но их существует несравнимо больше, чем в любой палитре. Важно, чтобы специалист объяснил принцип, по которому эти цвета выбраны. На консультациях я уделяю этому повышенное внимание и даю клиенту палитру со словами «на первое время, пока глаз не начнет сам безошибочно находить нужные оттенки». Из практики могу сказать, что это работает.  (Елена Ашмарина)


  • при помощи драпировок небольшими кусочками ткани различных оттенков

Тестирование проводится перед зеркалом, клиент видит себя и может сравнить влияние того или иного цвета на цвет кожи, глаз, волос. Разница настолько очевидна, что у него не остается сомнений в том, какие цвета «хорошо», а какие – «плохо», я лишь направляю взгляд и поясняю причины. . (Елена Ашмарина)

IMG_0858.jpg

Мастер-класс от LOOK-for-LOOK по определению индивидуальной цветовой палитры.

Я предпочитаю консультацию по цвету делать вживую, в моем офисе. Хотя несколько раз работала с клиентами удаленно, и результаты были хорошие. Я использую драпировку тканями, у меня их порядка 30. В процессе проведения платочного теста я делаю фотографии, которые затем мы смотрим с клиентом на экране монитора и сравниваем. Интересный момент в том, что тут не важно искажение монитора или света при фотографировании. Потому что действует сравнение — яркий синий или приглушенный, лососевый розовый или нежная фуксия, темный серый или жемчужный, и так далее. Клиент научается по выражению своих глаз, по морщинкам и тону волос понимать, что подходит, а что нет. (Анна Шарлай)


  • консультант со стажем может определить колорит человека на глаз, но в этом случае необходимо сильно доверять профессионализму, дабы не столкнуться всего лишь с субъективным мнением другого человека

анна шарлай 1.jpg

Когда я училась определять цветовой тип, у меня была такая игра с самой собой: рассматривала прохожих, анализируя их цветовой состав внешности. Сейчас почти без труда могу определить цветовой тип на глаз. Но в работе с клиентами все равно использую цветовые драпировки. Почему? С их помощью можно наглядно продемонстрировать взаимоотношения кожи с теми или иными оттенками, показать примеры цветовых сочетаний. Так фразы типа: «Лососевый цвет вас не украшает, возьмите лучше пепел розы» - звучат не просто так, а имеют доказательство. (Анна Антонова)



ГАРМОНИЯ ЦВЕТА

Цвет отвечает примерно за половину наших стилистических ошибок и является отправной точкой для создания гардероба по распространенному капсульному методу (минимум вещей – максимум сочетаний), именно поэтому для начала так важно правильно определить натуральный колорит внешности. В последствии же обладая этими знаниями, можно грамотно экспериментировать с различными сочетаниями цветов в одежде, макияже, с изменением цвета волос и применением модных цветовых тенденций. Знание в данном случае только расширяет «цветовые горизонты».

Вопрос гармоничного сочетания цветов не менее обширный, чем сами методики цветотипирования. Одни специалисты подчиняются правилам цветового круга Иттена, другие изучают палитру великих художников.

Гармония в красном_Анри Матисс_1908.jpg

Анри Матисс. Гармония в красном. 1908г.


Кстати, сам Иоханнес Иттен в своей книге «Искусство цвета» говорит:

«Существуют ли в изобразительном искусстве и эстетике общие цветовые правила и законы или же эстетическая оценка цвета определяется только субъективным мнением?

Мои ученики часто задавали мне этот вопрос и мой ответ каждый раз звучал так: «Если вы, не зная законов владения цветом, способны создавать колористические шедевры, то ваш путь заключается в этом «незнании». Но если вы в своем «незнании» шедевры создавать неспособны, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний». Законы и теории хороши в ситуации неуверенности. В моменты вдохновения задачи разрешаются интуитивно, сами собой».

Научиться гармоничному сочетанию цветов легко: берешь цветовой круг, вооружаешься правилами сочетания, запоминаешь гармоничные пропорции – и вперед. При желании можно посетить курс по колористике, чтобы войти в более близкие отношения с цветом. И потом, когда достигаешь просветления, можно начинать экспериментировать и понемногу нарушать заученные раньше правила. (Анна Антонова)

Цветовой круг Й. Иттена


В свое время я досконально изучила теорию Иттена. Любовь Михайловна учила нас вдохновляться картинами художников и работами мастеров сложнейших колористических сочетаний, кем, несомненно, является модельер Кристиан Лакруа. Сейчас я уже исхожу чисто из интуитивного сочетания цветов. Гармонично сочетать цвета в одежде можно научиться через изобразительное искусство, красивое кино. Надо смотреть альбомы по искусству, посещать галереи, смотреть качественные издания о моде. (Людмила Дулатова)

edgar-dega.-tantsovshchitsa-s-buketom.-1878_80.jpg

Эдгар Дега. Танцовщица с букетом. 1878-80гг.


“Цвет – это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым. Цвета являются изначальными понятиями, детьми первородного бесцветного света и его противоположности – бесцветной тьмы. Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет – это дитя света, и свет – его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу”.     Иоханнес Иттен


Комментарии:

Комментарии могут писать только зарегистрировавшиеся пользователи

Последние публикации

Поиск по магазинам одежды. Виртуальный стилист. Модное сообщество
регистрация/авторизация
Электронная почта: