Официальный блог проекта

ИНТЕРВЬЮ:
Топ-стилист Оксана Он

ИНТЕРВЬЮ: Топ-стилист Оксана Он

Моде можно научиться, а вот стиль – это всегда продолжение личности, и без нее стиль невозможен.

Оксана Он
27 лет, директор отдела моды SNC Magazine, ранее старший редактор моды журнала Glamour. Личный стилист Натальи Ионовой и Равшаны Курковой.



Когда мы обсуждали тему интервью, ты сразу сказала, что не хочешь говорить о вещах. Почему? Профессиональная усталость?

Я не то, чтобы устала от вещей или не хочу об этом говорить. Конечно, я всегда могу поддержать тему , но как правило такие разговоры очень однообразны, и потому скучны. Кроме того, мне кажется, что людям уже неинтересно читать про одежду. Сейчас столько передач о том, как надо и не надо одеваться, столько блогов, столько информации в интернете… Если же говорить об индустрии в целом, то все дозволенное для публичного обсуждения уже было неоднократно сказано, мной – так точно. А какие-то интересные вещи или даже мою точку зрения по некоторым вопросам я по понятным причинам не могу озвучивать. Мода – это, прежде всего, бизнес, который живет по своим правилам. С моей стороны было бы не этично и не профессионально их нарушать.

Хорошо. Давай поговорим не о бизнесе и не о вещах, а о профессии стилиста.

Если говорить о профессии стилиста, работающего в журнале, то к стилю как таковому она имеет довольно опосредованное отношение. Конечно, стилист создает красивые образы, но это не искусство ради искусства, это искусство ради продажи. Вот я все-таки затрагиваю тему, на которую не должна говорить, но по большому счету у стилиста только одна задача – продавать, навязывая людям то, что на самом деле им совершенно не нужно. В этом смысле я даже не могу назвать профессию стилиста морально-этичной.

Как бы парадоксально это не звучало, но, создавая на страницах журналов безупречную картинку идеальной жизни среди красивых и дорогих вещей, мы делаем многих людей несчастными.

Посмотрите, все эти модели с безупречными фигурами и лицами, дорогая одежда, культивируемые объекты желаний – все это порождает огромное количество комплексов у тех, кто ориентируется на образ жизни, пропагандируемый глянцевыми изданиями, но при этом ему не соответствует. «Я не достаточно красивая, не достаточно высокая, у меня не достаточно худые ноги, не достаточно густые волосы, у меня не достаточно денег, у меня не достаточно богатый или красивый муж, и так далее». Это замкнутый круг.

Оксана Он

Но ведь модный бизнес не был бы таким успешным, если бы не опирался на человеческую природу? Что стоит за желанием постоянно что-то покупать и на кого-то ориентироваться?

С моей точки зрения, люди руководствуются с одной стороны глубокими комплексами, с другой – желанием, чтобы их любили. На первый взгляд это кажется несвязанным, но вот смотрите: кто является двигателем модной индустрии? Конечно, женщины. Почему, например, те же самые вещи у брендов люксового сегмента в женском отделе стоят в два раза дороже, чем в мужском? Потому что мужчины в большинстве своем рациональные потребители, они не отдадут за вещь двойную цену, только потому что у нее изумительный оттенок. Мужчины покупают по необходимости. «Ходить по магазинам» им не свойственно, чего нельзя сказать о девушках, которые находятся в постоянной гонке. Кто-то в бесконечном поиске себя, кто-то на зависть подругам, кто-то для того, чтобы стать тем, кем на самом деле не является: богаче, стройнее, умнее, красивее. Но конечная цель у всех одна – нравиться. В конечном счете женщина одевается для того, чтобы ее раздели.

В нашем обществе все утрировано и завязано на быстром потреблении: мы быстро едим, быстро передвигаемся, быстро покупаем. Купленная вещь приносит минутное удовольствие, мы надеваем ее один-два раза, чтобы произвести такое же сиюминутное впечатление, а потом выбрасываем, и покупаем новую.

Если заглянуть в гардероб не к среднестатистической девушке, а к моднице-трендсеттеру, у нее есть от силы две-три вещи, которые она носит постоянно. Все остальное хранится на полках гардероба и, как правило, не имеет никакого отношения к стилю….

Люди хотят, чтобы их любили, и для этого готовы казаться теми, кем они на самом деле не являются. Наверное, поэтому в какой-то момент мне стало неинтересно говорить о вещах.

Хорошо, а если говорить о частном консультировании, оно позволяет более глубоко реализоваться в профессии?

Частные клиенты – это довольно популярное явление в среде редакторов и стилистов, работающих в журналах. Ни для кого не секрет, что у них небольшие зарплаты, я бы даже сказала, ниже средних. Кроме того, они не имеют права работать на другие издания. Это прописано в договоре у любого издательского дома. Поэтому единственный способ получить дополнительный заработок, оставаясь в профессии, – это частные заказы и частные клиенты. Если говорить о клиентах, то это, как правило, публичные личности, которые нуждаются в услугах стилистов. И собственно за это платятся довольно приличные деньги.

Оксана Он

А любой человек может обратиться к Оксане Он как к стилисту?

В наше время это очень просто. Мне довольно много пишут, с помощью социальных сетей, особенно в Инстаграм, но я мало с кем соглашаюсь работать. Особенно когда меня сразу спрашивают: “А сколько стоят ваши услуги?”. Мне всегда трудно ответить, потому что я не понимаю, с каким запросом пришел человек: подобрать платье на вечеринку или с чем-то более глубоким и осознанным. И даже если я делаю шопинг, это всегда вопрос психологического взаимодействия.

Прежде чем согласиться работать, я сначала встречаюсь с человеком где-нибудь в кафе, на нейтральной территории, смотрю, нравится ли он мне внешне, насколько он открыт, как себя ведет, постепенно считываю энергетику, спрашиваю, что в его представлении идеальный стиль, даже даю небольшое домашнее задание: прошу принести на встречу вырезки из журналов или просто картинки из интернета, иллюстрирующие, что, с его точки зрения, является идеальным визуальным рядом, что красиво, что элегантно, и к чему он в итоге стремится. И только если все это совпадает, вот тогда я берусь. Обычно, мне достаточно 15 минут, чтобы понять, буду ли я работать с человеком дальше.

Ты в профессии с 2007 года, изменились ли вкусовые ориентиры наших соотечественниц за это время?

Да. Девушки научились оглядываться на Европу и Америку. Исчезло стремление надеть на себя все лучшее сразу и чтобы блестело. Это хорошо, потому что в целом женщины стали элегантнее, но этот же процесс породил еще одну проблему. Я ее называю «мартышечий синдром». Все повторяют друг друга. У нас сформировался костяк модных девушек, которые задают модные ориентиры. Благодаря им и глянцевым изданиям возникает среда, в которой вещи мелькают то тут, то там, то на страницах модных журналов, то в популярных инстаграм аккаунтах, и таким образом проникают в наше сознание, становясь предметом желания. Очень многие повторяют друг друга, тем самым лишая себя индивидуальности.

Тогда где начинается стиль? Что такое стиль вообще?

Мое понимания стиля, которое сформировалось под влиянием профессиональной деятельности, такое: стиль – это квинтессенция жизненного опыта и всего того, что есть в голове у человека; это визуализация того, как человек воспринимает мир. У стиля ведь есть несколько ипостасей. В его истинной ипостаси стиль – это отображение твоего «Я». Бывает, что стилем называют ролевой образ, в котором четко прослеживается момент игры.

Например, я уверена в том, что стиль Ульяны Сергеенко – это как раз идеальный пример чистого стиля. Она создала себе образ и безотрывно следует ему и в повседневной жизни. Это и есть наичистейшая форма стиля, на мой субъективный взгляд.

Стиль - это квинтэссенция всего, что человек прочел, всего, что увидел. Чистота стиля во многом зависит от того, насколько широк кругозор. Потому что стилем могут обладать только личности. Исключительно личности. В этом как раз разница между модой и стилем. Моде можно научиться, а вот стиль – это всегда продолжение личности, и без нее стиль невозможен.

Если мы говорим о стиле как о визуализации внутреннего мира, то какая может быть визуализация, если внутреннего мира нет, или он так беден, что стилю не на что опереться?

В этом смысле я сделала наблюдение, что мне очень интересен стиль людей, которые много путешествуют. Не просто много путешествуют, но и обладают чувством вкуса. Обладать чувством прекрасного – это такой же талант, как и создавать что-то. Это как редактировать тексты, слышать музыку, писать. Причем большое значение имеет семья, в которой человек родился и вырос. Часто чувство прекрасного – это такое семейное программное обеспечение, которое закладывается с самого детства.

А если у человека широкий кругозор, он хорошо образован, многое видел, но лишен этого природного чувства прекрасного, можно такому человеку создать стиль?

Если есть личность, можно все, что угодно. Более того, такой человек сам может создать свой стиль. В этом как раз и разница между личностью и мартышкой. Мартышка слепо повторяет. А личность впитывает, переосмысливает, перерабатывает и выдает уже не копию, а собственное прочтение полученной информации.

Создаваемые мной образы – это тоже переработанная информация, которую я почерпнула извне. Весь вопрос в том, насколько качественно ты умеешь это делать, насколько ты образован, наделен фантазией.

Оксана Он

Когда я смотрю на твои фотографии, каждый твой образ порождает определенную историю. Как, например, образ с авоськой, в которую сложены книги. Как ты это делаешь?

У меня есть правило: настроение и только одна вещь.

Например, я просыпаюсь утром и мой первый вопрос к самой себе: «Какое у меня настроение?» Я понимаю, что это может звучать дико, но мое настроение может задавать тон всему дню. Например, я просыпаюсь и ощущаю себя строгой – тогда я могу надеть костюм, или наоборот очень женственной – и тогда надену пышную юбку. Важно принимать себя такой, какая ты есть. Например, я просыпаюсь и ощущаю себя школьницей. И ничего не могу поделать. Тогда я школьница.
А бывает так: я открываю гардероб и понимаю, что хочу надеть эту майку. И тут начинаются сорокаминутные метания, с чем ее надеть, потому что непременно нужно надеть именно ее. Но я все равно найду, с чем, чтобы получился образ. И ты, права, мои образы - всегда история о чем-то, о настроении.

А откуда берутся образы и истории?

А откуда они брались, например, у Гойи? Я ни в коем случае не сравниваю себя с великим мастером, но природа образного мышления, мне кажется, одинакова. Создаваемые мною образы – это переработанная информация, полученная из книг, из жизни, откуда угодно.

Бытует мнение, что стиль – это дорого.

Мода – это дорого. Стиль – это ничего. Ничего в финансовом измерении, конечно. С точки зрения масштаба личности стиль – это как раз очень много. В этот и есть разница между модой и стилем.

Личности не нужно одобрение брендов или оправдание списком Must have. Личность свободна в своем выборе и сама определяет ценность вещи. И эта ценность не связана с цифрой, указанной на бирке.

Интересно, а у Оксаны Он в процентом соотношении сколько люксовых вещей, сколько масмаркета?

Я так скажу: все аксессуары, сумки, обувь, ремни, очки, бижутерия – это, как правило, дорогие бренды. А одежда может быть очень разной, начиная от сэконд-хэнда. я очень люблю H&M, TopShop, &Other Stories. Но последнее время покупаю очень мало, только если вижу, что вещь – моя. Недавно я увидела черное, расшитое жемчугом платье Simone Rocha. Великолепное. И уже неважно, сколько оно стоит, но я вижу, что оно – мое, и я его купила. Хотя я считаю, что абсурдно тратить на платье большое количество денег. Или мне очень хочется почти всю последнюю коллекцию Michael Kors, потому что она настолько проникнута духом 70-х, это такая женственная американская классика, мне это близко. Или Alexander Wang – это настолько про меня…

А российские дизайнеры? Нам есть кем гордиться на международной арене, кроме Ульяны Сергеенко?

Я не очень люблю говорить о российских дизайнерах, потому что кто я такая в конце концов, чтобы давать оценку? Об успехе или не успехе российских дизайнеров, наверное, можно говорить с финансовой или социальной точки зрения, но я не финансист и не социолог. А если говорить о дизайне, то я считаю, что все имеет место быть. Все лучше, чем ничего не делать вовсе.

Ну почему же, ты – директор отдела моды в известном журнале, у тебя абсолютно релевантный опыт, которого нет у многих. Конечно, ты эксперт в этой области.

Что значит эксперт?

Мне всего 27 лет. По европейским меркам я еще должна бегать 35-м ассистентом у младшего стилиста в журнале.

Я не считаю себя специалистом такого уровня, чтобы рассуждать на эту тему. Как девушка, как потребитель, как стилист, я могу отметить некоторых российских дизайнеров, которых я ношу и очень люблю. Мне очень нравится то, что делает Олег Овсиев для Viva Vox, это очень элегантные вещи, в которых я всегда ощущаю себя женсвтенной и надеваю каблуки, хотя не очень их люблю. Я люблю Викторию Андреянову за классические вещи, за ее пальто, она не просто дизайнер, она действительно отшивает одежду и ее вещи имеют энергетику. Я очень люблю Сережу Теплова, потому что он очень талантливый, он вне мэйнстрима, у него есть свое видение девушки от Сергея Теплова, мне это очень нравится, и у него очень качественная одежда. Я восхищаюсь брендом Bohemique с концептуальной точки зрения, с точки зрения и дизайна и качества, у них божественной красоты платья.

Мне хочется вернутся к вопросу о настроении. Получается, ты можешь перевоплощаться в совершенно разные образы. А как это согласуется с концепцией стиля?

Дело в том, что я не считаю, что у меня есть стиль.

Ты – стилист и у тебя нет стиля?

Я не претендую на истину, но мне кажется, что стиль – это некая константа, стержень, на котором держится личность, нечто оформленное, и потому узнаваемое. Если говорить об ассоциациях, то для меня это: личность - стержень - стиль - константа. Нечто постоянное, что позволяет тут же визуально идентифицировать персону и ее стиль. Например, мы произносим «Одри Хепберн», «Шарлота Генсбур», «София Кополла» и сразу же понимаем, что это за стиль.

То есть если нет четкой ассоциации, стиля нет?

Да, с этой точки зрения, у меня стиля нет. Но я чувствую одежду, и очень хорошо осознаю свои достоинства и недостатки. А это, кстати, одно из главных условий для формирования гармоничного образа. Например, две недели назад я подошла к зеркалу и вижу, что совершенно необходимо немедленно заняться спортом. Конечно, я худая, и кому-то это покажется смешным, но я сейчас не могу позволить себе модные укороченные топы, crop top, и открыто признаюсь в этом. Если ты не в идеальной форме, зачем это показывать?

Я считаю очень важным качеством умение честно признаться в своих недостатках (и не только в отношении внешности, но и в недостатке образования, кругозора и тд). Без признания своих слабых сторон невозможно дальнейшее развитие.

Обычно, люди сначала получают образование, а потом начинают работать по профессии. У тебя получилось наоборот. Насколько я знаю, профильного образования у тебя нет.

Да, по образованию я юрист. Но как я уже говорила, в профессии стилиста есть вещи, которым невозможно научиться. А с другой стороны, я признаю, что мне очень не хватает профильного образования. Вопрос в том, что это должно быть за образование. Мне кажется, что в России этому научиться сложно. Уж если и обучаться, то в каком-то хорошем иностранном учебном заведении в стране, где эта индустрия существует уже не один десяток лет.

Ты используешь в работе какие-то имиджмейкерские методики? Цветотипы, типологию фигур и тд?

Цветотипы и все прочее – это условность. Все цвета - в живописи, типологии фигур – в скульптуре. Кто лучше Ван Гога, Полака и Матисса расскажет мне о цвете? Никто.

Даже если я ничего не понимаю в искусстве, я могу встать перед картиной и ощутить ее цветовую природу, воспринять глазами, пропустить через себя.

Оксана Он

То есть ты в своей работе опираешься только на искусство?

Дело в том, что я вообще не люблю вторичные источники, а все эти имиджмейкерские методики строятся на знаниях и открытиях, сделанных еще в Древнем Риме или в эпоху Возрождения.

Кроме того, мне нравится работать с конкретным человеком, а не c шаблоном. Например, у меня была клиентка, которая отказывалась носить платья без бюста, мотивируя это тем, что у нее маленькая грудь. Да, она небольшая, но красивая и правильной формы. В итоге она решилась носить одежду без белья и для меня это - важный результат, потому что человек преодолел свой совершенно надуманный комплекс. Другое дело, когда действительно есть проблема. Тогда – да, мы это признаем и переносим акцент на исключительные достоинства. Но очень часто у людей совершенно ложные представления о себе.

Последний вопрос. В одном из интервью ты сказала, что твой папа не понимает, чем ты занимаешься. Его слова: «Что у тебя за профессия такая? Милая, ты одеваешь людей? Хм! Это нечто среднее между щвейцаром и гардеробщицей». Он до сих пор не понимает?

(Смеется) Чтобы это прокомментировать, нужно знать моего папу. Он мало эмоциональный человек, но у меня с ним очень близкая ментальная связь. Это мой самый близкий человек, самый главный мужчина в моей жизни, всегда был и останется. И за кого бы я не вышла замуж, я никогда не поменяю фамилию, потому что это то, что дал мне мой папа. И я очень горжусь этим.
В свое время он открыто смеялся над моей профессией. Он юрист, для него это несерьезно. Сейчас уже не смеется, но и не хвалит. Папа постоянно мотивирует меня на новые достижения: «Когда же ты наконец выучишь французский? Что с твоим английским?! Почему ты читаешь эту пропагандистскую газету?», – и так далее. Но в то же время я для него всегда девочка и дочка, и он может без устали говорить мне, какая я красивая, и хорошая, и нарядная, и какие у меня волосы. Недавно например, мне понравилось платье. Я могла бы купить его сама, но это ощутимая сумма. Позвонила папе и он подарил мне его, не думая ни минуты. И хотя с двадцати одного года я – самостоятельный человек, полностью себя обеспечиваю и живу отдельно, между нами до сих пор остался этот момент: платьишки, сумочки, сережки, туфельки. Папа с детства дарил мне фарфоровых кукол. Очень дорогие. Мама рассказывала, что у нас даже был в семье скандал, когда папа купил мне безумно дорогую фарфоровую куклу, которая стоила половину его зарплаты. У меня до сих пор есть эта коллекция и это для меня совершенно бесценные вещи.

Комментарии:

Комментарии могут писать только зарегистрировавшиеся пользователи

Последние публикации

Поиск по магазинам одежды. Виртуальный стилист. Модное сообщество
регистрация/авторизация
Электронная почта: