Официальный блог проекта

ИНТЕРВЬЮ:
Дизайнер образов
Анна Шарлай

ИНТЕРВЬЮ: Дизайнер образов  Анна Шарлай

91258825ba8fb4316efbca047eaaf34a!.jpg

Анна, почему Вы называете себя «дизайнером образов»? Чем это отличается от стилиста или имидж-консультанта?

Для начала нужно разграничить понятия. Стилист – это тот человек, который создает образы. Тут могут быть два варианта: либо стилист берет человека как геометрический предмет и с помощью одежды создает образ, либо у него уже есть одежда, которую ему надо наиболее оригинально преподнести, и человек (модель, например) по сути просто выполняет функцию вешалки. Это и есть работа стилистов в журналах или на передачах о моде.

Имиджмейкер, в западном понимании этой профессии, - это большой специалист, занимающийся созданием имиджа публичной персоны. В понятие имидж в данном случае входит не только одежда, но и визуальный образ в целом, а также предписания в отношении образа жизни, досуга, предпочтений - всего, что формирует впечатление о его подопечном. 

У нас имидж-консультант в основном занимается подбором гардероба для людей, у которых банально нет на это времени. Это специалист, который все-все знает о своем клиенте и отвечает за формирование его внешнего образа полностью и на всех этапах.  

То, что делаю я, – это несколько шире. Когда я ушла из дизайна (Анна работала дизайнером одежды для нескольких российских марок - прим. автора) и только начинала заниматься персональным консультированием, я много обсуждала с бизнес-коучем, как все-таки называется моя профессия. Выписывала, что именно я делаю, какие слова использую, какие определения. Процесс был длительным и само название “дизайнер образов” пришло как озарение. Рабочие идеи были такие: консультант по стилю (отказались, так как консультант мне претил из-за отстраненности в работе с клиентом), эксперт по визуальному воплощению (слишком пафосно), имиджмейкер, имиджконсультант - тоже нет, поскольку у имиджмейкеров другая логика работы: через создание маски, в которую потом встраивается человек... Были еще какие-то идеи. 

Я органично чувствовала себя “дизайнером” — это было похоже на мою деятельность: из готовых, но пока разрозненных элементов собрать более функциональное, красивое и удобное решение. “Образ” — это суть моей работы: создать законченную, от начала до конца продуманную картинку, визуализировать идею.


Расскажите пожалуйста, как строится Ваша работа с клиентом на индивидуальной консультации?

На первой консультации я провожу диагностику стиля. Часто клиент приходит со словами: «Чего-то хочу, чего - не знаю». Первичная диагностика состоит из вопросов, которые призваны выявить, в чем собственно проблема. Цель первой встречи - сформировать запрос, который мы совместно с клиентом будем решать на следующих этапах. 

Дальше я создаю «карту развития образа», где прописаны ключевые шаги, чем мы будем заниматься, какие моменты прорабатывать. Это может быть, например, группа «цвет». Работая с цветом, я могу предложить клиенту пересмотреть отношение к привычным для него цветам, пытаюсь показать, как это позитивно скажется на его образе в целом. Если человек понимает свой стиль, дальше он движется самостоятельно.

С кем-то, конечно, нужно начинать с «фундамента»: психология цвета, психология тела, символика украшений, - это все как кирпичики, из которых складывается здание. Я все это прописываю в карте, и если мы продолжаем дальше работать, – она становится нашим планом действий.

Надо понимать, что это все очень индивидуально. Есть люди, у которых врожденное чувство цвета. Они уже знают, какие цвета им подходят. Кто-то отлично ощущает форму и без подсказок определяет идеальную длину юбки. В таких случаях я уже не даю лишней информации и прорабатываю только проблемные моменты.

Все проблемные моменты мы разбиваем на блоки и начинаем над ними работать. Обычно один блок – одна консультация. Я стараюсь соблюдать ритмичность консультаций, конкретный день, конкретное время, все как в психологии.

Я считаю, что моя работа сделана, когда человек может пойти на шоппинг самостоятельно. Ведь в мою задачу входит не просто сказать человеку «вам не подходит то-то и то-то», «ваши цвета такие-то». В мою задачу входит объяснить ему, что и как следует выбирать, научить выбирать самостоятельно. Научить правильно оценивать себя.

_MG_6838.JPG

Анна, как Вы проводите цветотипирование? Используете ли Вы драппировку тканями или можете определить цветовую палитру внешности человека на глаз? Цветоанализ можно сделать в онлайн-режиме или необходима встреча вживую?

Я предпочитаю консультацию по цвету делать вживую, в моем офисе. Хотя несколько раз работала с клиентами удаленно, и результаты были хорошие. Я использую драппировку тканями, у меня их порядка 30. В процессе проведения платочного теста я делаю фотографии, которые затем мы смотрим с клиентом на экране монитора и сравниваем. Интересный момент в том, что тут не важно искажение монитора или света при фотографировании. Потому что действует сравнение — яркий синий или приглушенный, лососевый розовый или нежная фуксия, темный серый или жемчужный, и так далее. Клиент научается по выражению своих глаз, по морщинкам и тону волос понимать, что подходит, а что нет. 

Однако в методике «дизайна образа» цветовой анализ как таковой является лишь частью сессии, посвященной работе с цветом. Для меня имеет большое значение, как человек относится к разным цветам, каким личным символом их наделяет, какие сочетания предпочитает, какие ассоциации возникают… И самое главное, - как нам поможет цвет в решении общей задачи создания образа. Из-за этого финальная палитра цветов как таковых и принципов их сочетания может очень сильно измениться. 


Анна, по образованию вы психолог. Применяете ли Вы на консультации эти знания? 

Вся моя работа построена на психологии, но она базируется на том, что в психологическом плане у человека все хорошо, что учить его ничему не надо, что нужно взять ту личность, которая есть, найти в ней суть, показать эту суть человеку и выразить ее через одежду.

Если, допустим, приходит девушка после расставания с молодым человеком, и ей хочется изменений в образе, надо понимать, что эти изменения будут временными, что у нее сейчас переходный период. 

Дизайн образа же направлен не на то, чтобы помочь решить какие-то проблемы в какой-то конкретный момент, а чтобы помочь уже состоявшемуся человеку разобраться с собственным стилем.


А как вы относитесь к услугам так называемых шопперов и различным телепередачам, когда человека переодевают как манекен, не затрагивая его внутреннюю сущность?  

Тут важно ориентироваться в терминологии. Кто такой шоппер? Это человек, который отлично знает ассортимент магазинов. Работая над дизайном образа, я часто нуждаюсь в профессиональном шоппере, человеке, который сможет по уже определенным параметрам подобрать вещи для клиента. То есть шоппер должен ориентироваться в актуальных тенденциях, магазинах, цветах, типах фигуры, но не должен брать на себя роль имиджмейкера, например. Это все-таки два разных специалиста. В такой путанице часто виноваты мы, работники этой индустрии, но это идет от непонимания. Шоппер - нужный и важный специалист, главное - верно понимать его функционал.

Что касается телепередач, то в целом я отношусь к ним положительно. Конечно, это шоу и первостепенная задача у них сделать именно шоу, показать максимально контрастное преображение, порадовать рекламодателей и удивить зрителей. На таких передачах не очень вникают в личность героя, в ритм его жизни, в его обстоятельства. Однако эти передачи дают человеку, - как участнику, так и зрителю, - ощущение, что он может измениться, что он может быть другим. Мне кажется, это главная их польза. Будет ли герой носить эти вещи или нет, не так важно.  Важно, что он почувствовал, что может быть не просто «серой мышкой», и готов к переменам и поиску.

_MG_6917.JPG

Каждые полгода подиумы показывают нам новые модные тенденции, журналы мод продолжают эту тему, рассказывая о мастхэвах в гардеробе и «без чего нельзя будет прожить предстоящей весной». Как Вы считаете, человеку вообще свойственно так часто меняться? И действительно ли стоит обновлять свой гардероб раз в полгода? 

Мода - это, конечно, индустрия, но я не считаю, что она что-либо навязывает. Она  все-таки дает выбор и довольно широкий.  

Как часто нужно человеку меняться? Все зависит от его потребностей. Тут нет универсального рецепта. У всех разный темп жизни, разное ощущение жизни. Есть люди, которым  важно покупать что-то надежное и надолго; есть те, кому не важно, чтобы это была качественная и дорогая вещь, им просто нравятся частые изменения. Ну и не надо мучить себя, ходите раз в две недели в ZARA, покупайте себе что-нибудь, получайте от этого эмоциональную подпитку. Обновлять свой гардероб стоит по мере необходимости и желания.



Помимо личных консультаций Вы проводите мастер-классы на очень интересные темы: «Создание образа на основе архетипов», “Аюрмода: система отношений вашего тела и одежды” и предстоящий семинар в январе «Style Statement. Профессиональное применение американской методики”.  

Давайте поговорим подробнее об этих мастер-классах…


Создание образа на основе архетипов

Это программа, которая развенчивает  заблуждение, что архетип, как цветотип, определяется один раз и навсегда. Дело в том, что женщине, чтобы быть счастливой, нужно в разные периоды своей жизни включать разные архетипы. 

Архетипы — врожденные модели, или предрасположенности души человека, его бессознательной части. Это наши инстинкты, то, чему нас никогда не обучали, но отчего-то кажется смутно знакомым и интуитивно понятным. То есть это потенциальная возможность, которая в зависимости от обстоятельств может реализоваться (тогда мы скажем, что это активизированный или интегрированный архетип), а может — и нет. 

Я познакомилась с архетипами сравнительно недавно: два года назад. Мне нужно было ездить на работу в офис к 9 утра в метро, на дорогу уходил почти час, чтобы чем-то заняться читала книги. И одной из книг оказалась «Бегущая с волками». Ну что сказать. Я ревела: вот так в час пик в метро, выходила из подземки на мороз, варежкой вытирала слезы и шла в офис. День тянулся бесконечно долго, то, что мне нравилось делать раньше, потеряло смысл. Я точно знала, что такая жизнь меня не устраивает. А чего я хочу? На этот вопрос ответа не было. Мне казалось, что это моя личная проблема, что никто во всем мире не был именно в такой ситуации и не чувствовал этой боли. Старое сломалось, а новое не выросло. Этот надлом был во всем — в отношениях с близкими, в отношении к профессии, во внешнем виде — безусловно. Кризис образа возник как ответ на внутренние перемены.

Самое главное, что я поняла в результате чтения этой книги? То, что каждая жизненная фаза активизирует в психике определенный архетип. Он заряжен такой энергией, что это проявляется как непреодолимая трансформирующая сила. Самыми крупными мазками: это молодость, зрелость, старость. В каждом возрасте свои задачи. Но у этих больших этапов есть фазы, которые имеют свой характер. Чем больше вы знаете об этих этапах жизни, тем легче вам интегрировать их. Чем раньше вы увидите, что в вашу жизнь пришел новый архетип, чем больше вы проявите к нему интереса и чем больше позволите отвечать за рост вашего независимого мышления, формирование новых жизненных целей, тем более мощно проявляется их присутствие. Очень важно знать их имена, образы и личностные черты, поскольку такое знание оживит их в вашем сознании. Вы найдете помощь и поддержку со стороны окружающих, если можете адекватно описать словами то, что переживаете. Изучая женские архетипы, вы увидите все многообразие женских образов и каждый из них нормален и востребован в определенный период жизни. Более того, если женщина зафиксирована в единственном обличье и модели поведения — это вызывает тревогу. Ведь чтобы женщине быть счастливой в личной и профессиональной жизни ей нужно последовательно интегрировать все архетипы. Поэтому ставить себе вопрос: какой у меня архетип некорректно. Лучше спросите: какие архетипы у меня пока не проявлены или выражены слабо. 


Аюрмода: система отношений вашего тела и одежды

Это моя авторская методика. Во время работы в Индии (2005, 2008-2009 год я там работала на производстве одежды, вела коллекцию как дизайнер) я заинтересовалась аюрведой и проходила обучение на аюрведиста. Однажды наш учитель произнес фразу о том, что аюрведа - это универсальная наука, которая применима ко всему, начиная от интерьера, заканчивая питанием. Тогда я подумала, что она должна быть применима и к одежде. Спросила у учителя и он сказал, что да, так и есть, поскольку одежда - это наша оболочка, посредством которой мы общаемся с внешним миром. 
Однако у индусов эта тема не было проработана, только в общем виде. Я стала  подробно прорисовывать детали, цвета, силуэты. В итоге у меня получилась большая разработка с картинками, которую подправил, подкорректировал мой преподаватель. Собственно так и создалась эта программа.

_MG_6930.JPG

И если аюрведа - это наука о том, как жить, чтобы быть счастливым, то аюрмода - это о том, как управлять своим настроением посредством одежды, как через одежду понять, каких качеств не хватает человеку. Цель аюрмоды - помочь человеку осознать, насколько его слова отвечают реалиям. Например, на словах клиент хочет чего-то одного в жизни, а при разборе гардероба выясняется, что носит он совсем другое.
Освоив эту методику применительно к себе, вполне возможно ее использовать и при работе с клиентами.

_MG_6936.JPG


Style Statement. Профессиональное применение американской методики

На данный момент  в персональной стилистике существует множество методик, которые в общем-то не противоречат друг другу, и их все можно использовать довольно продуктивно. Но нередко молодые специалисты не всегда понимают, с чего начать. Методика Style Statement как раз очень хорошо подходит для первичной консультации.  Она направлена на то, чтобы “вытащить” из человека стиль, который уже в нем есть.

Методика Style Statement абсолютно лингвистическая, её можно проводить даже по телефону. Если у вас большой опыт работы стилистом, вам будет даже проще. Вас не будут отвлекать пропорции тела человека или черты его лица. 

Вся суть в фильтрации. Мы задаем вопросы, получаем ответы и дословно фильтруем их через особый творческий процесс. Собираем концепции (у вас и у меня они различаются), ключевые слова и волнующие темы. Вместо модных журналов, мы пользуемся словарем синонимов.  Процесс поиска имени требует одновременно рассудка и эмоций. Логика позволяет продвигаться вперед, а эмоциональный телесный отклик поможет выбрать то, что имеет значение.

Человеку приятно отвечать на простые вопросы о его предпочтениях и вкусах. Например, какие цветы он любит, какой чай, какое любимое место дома. У клиента, как правило, остается хорошее ощущение после такой консультации. 

Style Statement – это про то, что “зажигает” каждого конкретного человека. Тут важно слышать, что говорит человек, как он это говорит: о чем он говорит бодро, а о чем без энтузиазма. Это помогает понять “чем живет” клиент, куда двигаться дальше.

Анна, я посмотрела на Amazon.com, что книга, посвященная этой методике, выпущена в 2008 году. Завтра наступает 2014-й, а в русскоязычном интернете нет никакой информации на эту тему, ну помимо вашей. Почему же так? Это такое узкоспециализированное издание или мы действительно отстаем от американцев в вопросах стиля и имиджа на целых 7 лет?

Мне кажется, вы сами знаете ответ на этот вопрос...

Дело в том, что этой методикой довольно сложно овладеть исключительно по книге. В книге описано примерно 70% необходимой информации. Чтобы до конца понять, как сформировать выводы, как научиться слышать человека, – необходимо пойти на семинар. Я сама с этим столкнулась. 

Эта методика довольно распространена, я читала немало отзывов от людей, которые прошли обучение по этой методики и продолжают ее использовать. Но тут есть нюанс: в Америке чтобы пройти обучение, ты должен быть сертифицированным специалистом визуальных искусств, иметь какой-то базис. Так что записаться на такой курс в штатах может не каждый. В курс Style Statement, который стартует в январе, мы включили необходимые базовые знания, так что даже люди, не имеющие художественного образования, смогут во всем разобраться. Кроме того, программа адаптирована для российского рынка, многое переведено в соотношении с нашими реалиями.

style_statement.jpg


Курс делится на три группы: 

“Слушатель”:  для тех, кто просто хочет узнать что-то интересное;
“Молодой специалист” для только начавших практиковать стилистов: то же, что и в курсе “слушатель” плюс два занятия в неделю;
“Продвинутый”: в этой группе я непосредственно слежу за работой студентов.
Конечно, по мере осознания своих сил можно переходить в более сильную группу, докупать семинары. 

Более того, сейчас мы сделаем сайт и будем активно пиарить эту методику. Мне кажется, она заслуживает внимания.  Я заинтересована в том, чтобы выращивать таких специалистов, к которым впоследствии смогу смело направлять клиентов.


Регистрация на курс "Style Statement. Профессиональное применение американской методики"


Страницы Анны Шарлай:



Текст: Кати Михайлова
Фото: Sasha Goldman, bomb-shell-boutique.com





Комментарии:

Комментарии могут писать только зарегистрировавшиеся пользователи
  • Ольга Тихонова Ольга Тихонова
    Интересно было узнать о новых методиках работы с клиентом, с методикой архетипов я была знакома, а о существовании аюрмоды и Style Statement узнала из статьи.

Последние публикации

Поиск по магазинам одежды. Виртуальный стилист. Модное сообщество
регистрация/авторизация
Электронная почта: